Корпус текстов

*Як я оддавала, тоди ж машын ни було, на конях, линейка. На линейки молодых возылы, а на другый дэнь ужэ на пидводи вызлы. И прыйихала сюда ж на другый дэнь до старих, цэ ж молоди. *Молоди гулялы, у нэй було розовое плате, а у ёго розовая рубашка, виде шоб одинаковое було. Цэ ж жэних набирав еи на плате, а сиби розовое на рубашку. *Ну, йиздылы на линейки расписоваца и на пидводах, а ти молоди на линейки. А тоди вжэ на другый дэнь йихалы ж до сватив – пидводою сталы йихать. *А тут на воротя наклалы огонь. Надо ж йихать тикэ чириз огонь. Мы ж крычимо фси, а оны – Давайтэ чэтвэрть вотки, значить, потушым огонь. Ну, шо ш, прыходыця чэтвэрть вотки давать. Поставылы чэтвэрть вотки. Воны огонь затушылы, тоди мы пойихалы. *Хвата обязательно. Тоди було, оцэ, рядочэк – цвиты, а тут хвата, а тоди опять, у три ряда, а там кокоша. А хвата длына. Нэсэ старша друшка хвату. *Жэныха так жэ пэрэвязовалы, як и тэпэрь пэпэвязують. От када прыдуть старосты, засватають, на другый дэнь прыходять его родытэли, договарююца. *Продають нивесту, продае йии плимяник или плимяница продае. Договарююця, скикэ воны должни дать. Это, договарююця, як прыходять на другый дэнь старосты, батькы его и договарююця, скике за нивесту выкуп дають. И то садовлять биля нивесты и дають выкуп, батькам тожэ ж дають. *На другый дэнь йихалы на пидводи, ото пропустылы ж нас, далы вотку. А той жэ кучер пьяный, шо на конях, як дав по конях, так фси и с пидводы стрыбувалы. *Ага, прыйихалы до дому, прыйихалы, ну а тут жэ опять силы за стил, вин ище добавыв. Та опять, як сив на кони, никому ни дав, та упав, пэрэкынувся и ногу выломав. А ти, шо на пидводи булы, фси поскакувалы. *Пофстрэчалысь дэвушка с парнем, вин сказаф – так я пиду засылать старостив. – Ты согласна? Она согласна. – И я согласен. *Ну, прыходють сваты до йийи батькив, и с хлибом, солью. Прыходють у хату. – Здрасьте. – Здрасьте. *Мол, так и так, ваши диты хочуть пожэныця, як вы согласни, батькы. Ну, батькы еси думають оддать еи за ёго, значить, согласни. Вызывають невесту. – Ты согласна? – Согласна. Жэних идэ. – Согласэн? – Согласэн. *А жэниха нэмае и невесты, як воны договариваюця, тикэ сами сваты, йейи батькы и ёго. А тоди оддають хлеп-соль. Сидають за стол, роспывають и начинаеця сватоуство. Назначають свайбу, там, на якэ число. А потом ужэ песню поють, воны еи маты. *Цэ вжэ невеста кажэ: «Надоест мэнэ, нэньку моя, сама бачиш, нэ рас, нэ два ты за мною заплачиш, як итты будуть подружэнькы улыцямы и нэсты будуть шэрэпшыну з ягиткамы, умыеся, моя нэньку, слизонькамы…» *Договорылыся на якэ число, шо во ти готовляця дома, ти – дома. А тоди ужэ жэних идэ по невесту. Тут у невесты вжэ гуляють, а тоди невесту забырае. *Увэзэ до виньця. Пойдуть у цэркву, повинчаюця. Потом ужэ вэзэ до дому еи, до сэбэ. *А туточкы ужэ остаеця свайба на месте, еи батькы остаюця. У тых своя свайба, а у тых – своя. Ти гуляють у жэныха, а ти у нэвисты. *Виконой благословляють, колы жэных невесту прывозэ ужэ, вэзэ от невесты жэных невеисту. Тут благословляють батькы еи, а до дому вин прывозэ еи тагжэ тожэ благословляють виконою батькы ёго. *Як продавалы, песни пилы. Да я вжэ зася. Свайба длылася, як обычно – у суботу и воскрэсэне. А на трэтий дэнь ужэ у понэдельник, там куры йидять, то отакэ. *Прыданэ забырають щас вэзуть, а потом жэ ж ужэ тут свайба кончаеця. Подарють тут, родычи и прыглашони фси. А потом ужэ вин забырае невесту. Прыданэ, повэзлы до жэныха. *А тоди ужэ туточкы ото як подарять, жэных вжэ забырае невесту, выводить. Тут стоить, та ж еи чи братик, чи сэстрычка. Выкупляе, скильки тоби в она просэ – та ш шо давай, чи дэньги давай, чи шо, цэ вжэ як извесно. *Подругы косу расплеталы еи, як ужэ еи засваталы, дружэчки булы, друшкы одэвалы, дывчатка. Боярын був. Выходылы рано, ф семнацять, а е и двацять. А жэных бывае старшэ за невесту, або мэньшэ.*Надумалы оны жэныться, и парень и кажэ – Наверно, будэм с тобою жэныться. Ну прысылае сватив. Еси прыходить староста, пэрэвязани од дифчины, прыходють до батькив и кажуть – У вас девка есть, у нас – парень, оны хотять пожэныться. *Договорылыся оны, пытають у дивчины согласия: согласна вона выйти замиж за ёго, чи ни. Она и кажэ. Дивчина обычно сыдыть и мнэться. Вона пэрэжывае, йийи стыдно. *Она тоди и кажэ. – Да, согласна. – Ну а ты согласен? Шо прыйшов сватать, вин кажэ. – И я согласен. *Прыходять с хлебыной, хлебына с полотенцем. Тоди дивчина разрезае напополам хлебыну, шо она согласна за его замиж иты. И пэрэвязують опять пофторно сватив – то от жэниха, а то от нивесты пэрэвязують напополам, отак шоб нахрэст був у старосты. *О тоди ш батьки дивчины и кажуть, шо хай жэ прыходють и договариваюця, колы ж будэ свайба, на якый дэнь назначуть свайбу. Оны прыходять, ёго родытели и договарываюца на якый дэнь свайбу. *А матэ дивчины должна прыданэ собрать, постель обязательно. Ну шо есть, шихфонэры, стула там, стил, ну, фсэ должна вона собрать. А жэних довжэн ей одить платье и тухли, хфату, цветы, фсэ-фсэ купыть – од жэниха. Ну шо ш, назначилы свайбу, гуляють свайбу. *Выносять прыданэ на улыцю, шоб люды ш подывылысь, якэ у нивесты прыданэ. А од жэниха сваты забырають на машыну и грузять. Пока ш оны тут договарююця, выкупы делають на улыце, шоб выкупыть нивесту, там подывыться. *А прэжде чем прыйты до нивесты, жэних должэн выкуп дать, шо на воротах стоять. И заходэ вин у хату, и нивеста должна накрыта быть. Вин тоди раскрывае и цэлуе еи, так как она ш его будэ. Ну а тоди ш сваты ти с прыданым выкупы зделалы и пойихалы. *А выкупы таки, шо от сыдить жэнщина и кажэ – Мини за оцю кровать надо бутылку, або – Мни сто рублив за шыхфонэр. И всэ равно выкуплялы очень дорого. *Ну, погрузылы и отвэзлы до дому, до жэниха, дэ воны будуть жыть. А тоди гуляють свайбы и катають батькив. *И на другый дэнь, и на трэтий дэнь. А як ужэ послидня дивчина, послидня дивчина замиш вышла, бильшэ ж нэмае ныкого, значит, забывають на вороти пакол. Шо ужэ в них свайбив нэ будэ. Пакол забылы, всё, ужэ сватив бильшэ нэ будэ. *Свайбы очень хорошо гуляли, нэ так як тэпэрь гуляють. И выкупы булы, и танцивалы и спивалы. Ну очень хорошо гулялы, а тэпэрь нэ так гуляють. *Друшку, спивалы, дивчата сыдилы рядом од дивчины, а друшкы од жэниха, оны там мэнялыся кольцамы, як кажуть, шо, за. Ну, вопшэм хорошо гулялы. *Оцэ ж жэниховы, у нивесты делають гильце, тры палочки, цэ ш обматують кистом, цвитив наряжають. *И на свайбе, як сичас, не пэрэвязуют на свайбах. А раньшэ було – пэрэвязують, каждую жэнщину, каждого мужэка. Мущин пэрэвязують полотенцэм, а жэнщину во тим, шо на плате и цвиток обязательно на голови, у мужэка циток там, дэ рубашка, а у баби обязательно. *И тожэ оцэ ш забырае невесту, вин бэрэ гильце, два гильця забырае, а трэтье остаеться матэри. А каравай кроють ужэ ш на трэтий дэнь, на фторый дэнь сходяця, садовлють сад, оцэ ш звэнять и жэлизо, и палять костры. В обшэм до самого утра гуляють. *А тоди вжэ, хто пишол до дому рано, значит, намажуть ему викна, або покрасять забор, або извистью. А иной рас так шо бувало, пидут рано, ага, ты рано пишоф, с тэбэ выкупы бильшэй. *Ну, як кажуть, ну скико вы бэрэтэ. Качають. Вот если я прышла на свайбу на фторый дэнь и опоздала, значить, я должна положыть двацать рублий с чиловика. И должны мэнэ покачать в одияли. Покачалы, сидають за стил. Гуляють там. *Матэри, батькови подарки купують, тоди становлють батько и матэрь на стуло. Одивають шо купылы. *Ну шо як красиво, то лихфык, то трусы, раздевають батько и матэрь до гола. Ну нэ так шо до гола, ну на трусы там надиф, и начинають. Оцэ ш надо покупать сначала. *Оцэ ж деда моего покупалы, шо тэпэрь и бронхы застудыв. Покупалы ёго у холодний води. А тэпэрь одивають, шо воны покупылы диты, ну, што на свайби гулял. *А тоди вжэ понапывалыся. Всэ зробылы, заставляють матэрь и батька танцювать. Музыка грае, хай матэрь и батька потанцюе, за тэ шо оны подаркы прынымають, а тоди вжэ начинають, каравай кроють, а письня яка – Друшко каравай крое, сэмэро диток мае… О так шось помню я. * Я знала богато писен, но я за, Галя. Я вжэ фсэ позабувала. Разделылы, як, сэрэдынка остаеться батько и матэри, и жэнихови, и нивесте, а остальни раздають гулякам. У каждом у караваи очень богато денех кладуть, як пэчуть каравай. *А щэ у жэниха есть такэ спэченэ, дывынь. Но его надо тике пойисты жэнихове и невесте, ни должэн нихто йисты, тико оны должны вмисти йисты. Оцэ называеця дывынь. *Ну а тоди вжэ на трэтий дэнь курэй сносять, на лопшыну прыглашають гостей. Во цэ прынэсэш курицю, а батько ну и гости прыходять, и опять та свайба до конця, до самого утра гуляють на трэтий дэнь. И тоди ужэ конець свайбы, во так. Гулялы хорошо. *Невеста и жэних сыдять за столом, а тоди выходють о сюда, на сэрэдыну, а батько и матэрь сидаеть на ихнэ мисто, дэ жэних и нивеста сыдять. А тоди ж начинають. Оцэ ж батько дарэ. *Ну например, я дарую там корову, або скико денех. Должни поклоныця батькове тры раза и матэри. И тагжэ тожэ гостям. Хто шо дарэ. *Хто дарэ, кажэ, ой скико паукив у рюмки, скико повылазылы, повытягывалы, або солэна и гирка. И цэлуюця нивеста и жэних постояно. *Но кланяця обязательно должны фсим. А тоди як ужэ отгулялы, подарылы фсэ. А шышки должни давать. Рюмка и шышка, рюмка – шышка. Если хто взяв рюмку, то кажуть – О, настояща пьяница. Надо шышку фсигда брать пэрвой. Ну хорошо гулялы свайбы. *Булы бычкы. Оцэ бычкы стоять связани, довжен хватать старша друшка и старшый боярын. В одний бутылки должна вотка буть, а в другой хоть водычка солёна должна буть, хоть шо-нэбуть такэ – нэпрыятнэ. Если оцэ кажуть, хто ж возьмэ бычок пэрвый – лучшэнькый. Если ей попалася вотка, она угощае фсих своих дружкив воткой. А вин угощае свойих дружок, хлопцив, самой водычкой. *А ще на столи лэжать две лошкы, обязательно у нивесты, оцэ они связани вмисти должны, шоб не разлучалыся воны. *Если нивеста идэ порчена, то чипляють флах билый. А тэпэрь хочь вона порчена, хочь нэ порчена – всэ равно чипляють красный флах. На чёрта йии чиплять красный флах, если она ужэ ф положэнии. Вылазють на хату, на сарай и чипляють. *Продавалы нивесту всигда мэньшы. Если у нэй е брат или систра. Ну вопще продають пацаны нивесту. *Хай у нэй нэ будэ брата, всэ равно продають пацаны, хочь двоюродный брат. Всэ равно пацаны. И выкуп дають, около нивесты сидять манэньки таки пацаны, ну годив восемь, дэвять. *Ну бывають таки парни выкупляють. Вот воны просять. Вот я просю, шоб ты мэни дав триста рублив за мою сэстру. Вин должен дать. *Воны, як прыходять сваты до нивестыной матэри, воны договарываюца, шо довжни скико там на свайбе, прийихать до жэниха за прыданым. Довжни скикэ и яки подаркы довжни давать. *Оцэ жэних прыходэ за нивестой, матэ и батько пэрэдають подаркы ему – батькам, а воны должни пэрэдать ему подаркы, хочь на плате, рубашку. Шось всэ равно довжны пэрэдать. Цэ раньшэ було, а сичас я нэ знаю. Но раньшэ пэрэдавалы од жэниха родителей и от нивесты родителей пэрэдавалы. *Як прыходять воны с захса до дому, стоить батько и матэрь на воротах и благословляють хлебом-солью и виконой. И матэ кажэ – Благословить Бох – благословлю я. Довжэн батько поцэловать нивесты викону и матэрь. А тоди меняюця. Батько довжэн благословить виконой. Меняюця родители. *Должен и жэних поцеловать викону и родителей. А тоди довжен батько завэсти за стил жэниха и нивесту до сэбэ. Но як батько выводэ нивесту на ворота, вона должна фстать и тры раза поклоныться на фси четыри стороны, по тры раза.*Прыйходылы сваты, дед и кажэ – От прыйихалы. Йихалы, ну, думаем, зайидэмо, можэ, тут яка девка есть. Можэ, там засватаем еи. Тут мама кажэ – Да, е! Есть девочка в нас. *Вин прыйихав. Впосля силы за стил. Выпылы тэплэнькой. Ну, и сказав оцей староста, шо, мол, вы сами тут договаривайтэсь, на колы свайба, на колы шо. *Ну, правда, прыйихалы оны через нидилю, сваты, да договорилыся, на колы свайба. Ну, у мэнэ було шо – тоди ж нэ так, тэпэрь платья хорошы, а тоди було штапильнэ розовэ платичко. *Жэних купыв. А сам у кустюми був. Ну цвиты як цвиты ж булы – таки як и тэпэрь, чипляють тим, чипляють ти ш цвиты. Так воны и булы ти цвиты. Ну, силы. *Прыижають. Силы за столы. Впэрэд жених заходэ за стил, а нивеста сэдыть же за столом, ждэ ш, закрыта хфатой. Ага. *Договарююца, скикэ я нэ помню, у нас по-мойиму тогда одна Тамара. Сэдилы – ото продалы. *А выкуп хиба такой як тэпэрь? Тэпэрь шо хотять,то и трэбують. А тоди не. А каравай пэчуть, гильцэ роблють. Каравай, ага, гильцэ ставлють, таки с киста тры палочки, наряжають его. А тоди нивеста забырае его с собою цэ гильцэ. *Ну, як сталы жыть… ну, жыла я у свэкрухы ш, его матери. Ну, вона, правда, хороша . Така, було с мэтээфа прыду, тикэ приходю, вона – Лягай одыхай, лягай одыхай! То полыжу чисок до девяти там, посплю, фстаю, тоди работаю. Хфатычка паганэнька , бедна . *Ставлють дви бутылки, там вотка, в другой там такэ наколотють шо, друшка, цэ ж боярын угощае своих хлопцив. А друшка своих. Боярын свою вотку дае, а друшка своих напувае. Оцэ то пэрцу понакалачивае, то шо цэ таке, шо его нэ выпиш ни чё. *А йиздылы на конях. Нас як пойихалы роспысоваться, кони наряжэни, кони. На пидводах йиздылы роспысоваться. Потом зайихалы до батюшки ф цэркву, а цэрква в Гричани. *В цэркви, як тоби сказать, винчалы. Ну, конешно, красиво. У его боярын був Андрэй т, а у мэнэ Тамарка Барылыха – друшка. Оцэ ш шо над головой дэржуть, за, як его называють. Андрэй -то здоровый, а Тамарка манэнька, я-то трохе бильшэ нея. *Повинчалы нас тамычкэ, ну шоп жэлы хорошо там. Жэлалы всэ хорошо. А тэпэрь, я ш кажу, всэ на машынах да на машынах. Раньшэ луче було.*Прэжде фсёго ж дывчата фси ж замуж выходять, а хлопци – фси жэняця. Значить, начинаеця фсё со сватофства. Договарююця молоди, договариююця, когда назначають якый дэнь свадьбу гулять. *Ни свадьбу гулять, а сватать – якый жэ ш дэнь прыдуть сватать по нэвесту. Пришлы воны, жэных, значить, идэ до нэвесты. Вэды своих сватив, яких самих надёжных ридних, хто можэ хорошо балакать, шоб уговорыть нэвесту ф случае чёго, потому шо разни булы сватофства… и насильно, и фсяко. *Но когда по согласию, это ж было проще. Значить, идэ жэних до нэвесты, заходять в хату, заходять сваты, а нэвеста дэсь захована в другой хате. Ну, тут жэ ш они про каких-то голупчикиф балакають, я, конечно, нэ знаю, нэ , нэ знаю – дэсь там познакомилысь голупки. *Оцэ они теперь зашли узнать, што здэсь за голупка жэвэ. И они заходять сюда с горилкой, и с хлибом, и со фсем и, значить, договариваюця. Ну а потом, як ужэ бачуть, шо ужэ трошэчки уговорылы, так тоди покажыте жэ нам свою голупку. *И ужэ ш раньшэ договорено, в якой хате она должна буть. Вышла вона, обое, и начинають йисты. Ну, понятно, если по любви, то они мэньшэ бируть, но если не по любви, если они так, то они спорють и тут ужэ начинають пририкаця, а сваты ш сбираюця уговаривать их. *Уговаривають со фсих сторон, хвалють, ну, договариваюця. Есле уговорылы, если они прышлы к согласию обое, то ф первую очереть она даёть согласие. Спрашывають – Любиш чи ты, чи не? *Значить, если они
согласны, она должна порезать хлыбыну ту, шо прыныслы сваты. Воны быруть хлыбыну, и она должна разрезать её ровненько-ровненько пополам, шоб в жызни у них фсэ було замечательно. *Ну, засваталы, фси радостни, начинають жэ ш пить, гулять. Тут жэ от радости и жэних, и нэвеста, и сваты, и родители сидять рядом, а ужэ ш когда прощаюця, оны договариваюця о вопросах свадьбы. *Должны его родители прыйты опять к нэвесте, тут оны знакомяця со сватами, с матерью, с отцом, с нэвестой, потому шо зачастую бывает так, шо нэвеста нэ бачить жэниха. Сватив обязательно перевязують двумя полотенцами и ти идуть на радости к маме в 2-3 часа, хваляца – Мамо, мы зделали дило, засватали нэвестку. Ну, матэ на радости тожэ полотенцэм
обвязываеть. *Мать и отэць договариваюця и приходять к нэвесте, да дажэ бывает свидетелей бируть, шоп знали. Допустим, как до мэнэ зашлы, сразу – Здраствуй, дочечка! – Здраствуй, мамо, здраствуй, папо! И договариваемся о фси со фсих сторон. *Приходэ той дэнь свадьбы, приходять подрушки до нэвесты, она фсих созывае их, до жэныха его друшкы, там его наряжають. А до нэвесты подрушки и наряжають еи, но наряды ни таки, як сечас. *Лебёдушкой она летаеть. И платье, и фсё тогда было поскромнее, а кучери… у каждого косы булы тоды… кучери крутылы на спицы – спицы в утюги у том шо дыркы и уто распалять тот утюх, и спицы туды фтаскивають, докрасна накаляють, потом маслом смазывають, дым ни дым, а её нарядылы, кучери крутять, не ращёсывають, укладывають, укладывають по-своему обычаю: фата, цветы. *Когда они наряжають еи, подрушки спивають писни обрядови. А она отвечает: «Ни ты одна мэни докучила, докучилы твои подружэнькы….» А она и кажэ: «Нэнько моя, як нэ будэ мэнэ, то нэ зайдуть подрушки до тэбэ…» *Песня обрядова очень милодична, нэвеста плаче, а мама там собираеця на свадьбу, тожэ плаче, веть это ш прощание с мамой, потому што замуш – это было очень серьёзно. *Ну, нарядылы воны нэвесту, жэних дэсь ужэ на потходе, ну, где-то там бубеньчик зазвынев, и на чём он -
на машыне, раньшэ ещё были на конях, цэ я помню – на конях, а раньшэ и на быках йиздылы, если куда-то далеко или из деревни ф станыцю. И ото почюлы, там всё равно гдэсь, кто-то крыкнэ – Вот ужэ жэних на потходе! *Фстречають парни на воротах, на калитке стоять хлопци, с которыми она дружыла, фстречалась, рослы вмисьти, можэ, любыв… Просят ёго выкуп, выкуп – вотка, горилка, закуска. *Заходэ ф хату, забырае нэвесту и йдуть они в захс, если есть у них. Раньшэ хата, зарегистрировалы да и фсэ. А хто и нэ регистрировался, просто назначилы дэнь свадьбы, йдуть в захс, гуляють, назначають время, когда должны приехать к нывесте. *Но за этот периот они погулялы, зашлы на мимариал в рощу или куда-нибуть и йдуть до жэниха. И тут до жэниха, когда они приежають, фстречае мать с хлибом, солью, их опсыпае, заводэ за стол. *За столом они пойилы, выпылы, потом нэвесту забирають, жэниха оставляють, не знаю, для какой цэли, а нэвесту забирають подрушки и увозят до дому. *Прывозым до дому, столы ужэ наряжэни, нарят стола – гильцэ ф первую очереть, очень красивое, птички делають из теста, украшэния, и блёски, и цветы, и орехи заворачивають. Это… у нэвесты на столе дывынь стоить, а дывынь приготовлен для нэвесты, значить, большой каравай на большую тарелку помещаеця, очень красивый, резной, и три палочки поднимаюца тожэ с теста, украшаюца цветами, а наверху связывають красной лентой, сидять дви птычки. *Ставят дви тарелки, дви ложки, этот дывынь, сколько углоф у стола, делають кренделя, небольшие кренделя, як шышка в завышки, а тыки тры штукы ф куче утэта на каждый уголочек ставляють по фсим столам, утэта ужэ самое на столе первое, шо ни гляниш, на столе самое первое стоить с хлебом-с солью, ну а потом холодные закуски. *Так вот нэвесту сажають за гэльцэм на кожух приготовленый, ужэ кожух – это овчина натуральна, овчина, шоб вывырнута она , и ни то шо там, а овчиной наверх, и они сажають жэниха и нэвесту для того, шоб они держались друх друга и шоб булы богати, сажають нэвесту, жэних на потходе, не задержываеца, шо ему сказалы и сразу сюды. *Родитилы прыносилы шапку до невесты. Сказалы: те понравылась шапка жэнихова? Носыв он еи чи нэ носыв, но сказалы: отэта жэныхова шапка. А нравиться? Какы ж мы дивчата? – Нравиться. Значит, мы вжэ сосватали. – Иди за ёго, выходи замуш. А она его нэ бачила. Она сама жэнщина красивая, а привэлы – оно мало, гыткэ та ще дурнэ, и промучилася вона всю жызнь.
*Сватив засылали, сваты дагаваривались: если невеста согласна, значит она разризала хлеп, каторый принисут сваты. Ани садились за стол. А если ана ни сагласна, она бирёт кабак и выносит йиму кабак.*Они приходять и говорять – Здраствуйте! Здрасьте, люды добры! Мы чюлы, шо на вашэй улыцы или в хуторе или в станицэ дэ-то у вас прожывае одна така вэсёлая так девчёнка. А если кажуть не девчёнка, ну – тёлочка. – У нас е свой, который любэ. Но его нэ показують. *Ну а после того договарюються. Если вона согласна. А вона должна ж родителям сказать, шо ж прийдуть сваты. Заходять у хату, разговор заводють. *Невеста сыдыть там в этой грубэ скрэбэ. Будуть спрашывать – Согласна ли ты выйты замуж? И вводять, жэних заходыть, а жэних дэсь там у синях стоял. Заходэ поздаровкаться, и стоить. *Эти сваты с собой жэ шли взялы ж вотку, начинають вэчерять, чи договор вэсти. Если ты согласна, так всё, воны выпылы могорыч. Старшэго свата сваха пэрэвьязуе ужэ накрэст – то воно было так, а то – так. И воны отправляються. *Жэних остаеться, ужэ шо воны там будуть со своей влюбленной там договариваться. А сваты пышлы до дому. Прыходять до молодого, до родителей и говорять – Всё, батько и матэ, мы купылы вам. Ужэ договорылысь, шо вона ж выйдэ замуш. *Цэ ти сваты, которы ходылы сватать, воны ужэ будуть дружок, во то шо тамада, вин будэ вэсти свадьбу до второго дня. Вин тамада, вин отвечае за свадьбу. Цэ старще сват, а тот помощник его, а с её стороны выбирають тоди ужэ сваху. *Вона кода дарють – хто шо дарэ, ты ж от невесты, а я од жэниха. Ты ж должна своим родителям сказать, шо скики им надарылы, а цей – своим. *Раньшэ было и кровать, и пырына, подушкы, и одияло там и ну всэ, и стулья, и стол. Это родители невесты – шоб у них было свое, а со стороны жэниха, если у его есть гдэ, ну, комнату, гдэ будэ находяться жэних и невеста. *Обычно бэрэться два человика для того, шоб засватать – со стороны жэныха, и жэных трэтий приходэ. Жэных вопще молчав, вин скромный-прискромный бул. Никогда вин своих слов ны вставляв у цей разговор. *Там старейшыны говорылы. Прыходылы из старшых, старшый казак. Дэлали якэ-то вступление: шо тут жывэ горлица, там называлы самым красивым именем, а у нас есть там це тожэ орёл, или еще как-то там. *И потом оце постипенно пидводылы то дило х тому, шо решався вопрос о том, шо невеста должна дать своё согласие. После сватовства сваты распывалы бутылку воткы, заскрыплялы это дило, тико ужэ невеста даст согласие, шо я жылаю, шо я готова. *А потом жэных и невеста уходылы отсюда, тут оставалыся стари, и вони договарывалыся о том, шо, значит, на коли свадьба, цэ шо прэданого со стороны родитэлей жэныха. После опсуждения – всё, йихия мисия заканчивалась, и потом вона, ихия миссия, начиналася тоди, когда свадьба. *Тоди вжэ по жэланию родителей жэныха выбыралы кого-то из вот этих двоих, кого-то выбыралы старшым сватом, и ужэ вин як тамода, дружкив называлы шафор, це мама казала. У жэныха – дружок называлы шафер, а у
невесты – старша друшка. *А сваталы нэвисту нэ у пост нэ у коем случае, тике в будни дни, у пост нельзя – це грих. Ну, и у праздныкы можно було сватать, напримэр, у воскресене, пийшов та и засватал. *Когда я зайшол до тэбэ, ужэ мэнэ завэлы старосты ж до невесты, то невеста мэнэ перевьязуе, жэниху вона цэпляе цветок и перевьязуе руку, если повяской, тыкы там шо вона сама сделала – или расшыла хорошый там полотеночко тако расшила, выбыла. *Ну раньшэ и родители моглы выбырать и девушку, и парня. Нэ спрашывалы – нравыца-не нравыца. Жынылы йих. *Ну обычно парэнь выбырае девушку, шоб всэ могла делать – варыть, парыть, жарыть, гладыть. Якой она должна быть? Хозяйкой должна быть: фсэ дывыца своим глазом, мужа накормыть, встритыть, проводыть*Обычно приданэ привозылы, як свайба. Подарять, и тода на машыну грузять или на трахтор и вэзуть. Подушкамы кыдають там, спэвають, пляшуть. *Запрягалы линэйку, невеста наряжалася в свадебный нарят, и йиздылы до каждого домой и приглашалы, кланялася, с шышкою приглашала. Шышкы пыклы хто? Сосэди попрыходять, кумовья, ротственики, раньшэ – вси у четверх пыкут шышкы и этого боярина снаряжають, и вин разносит пригласительные на свадьбу. А шышкы печут у четверх, обязательно у четверх. *С ыконой обычно встричалы мать и отец жэниха и невесту. А як ужэ невесту забируть, икона отдаеца невесте, и невеста нисэ йие. Идуть по улицэ, невеста икону нэсэ до жэныха домой. Она остаеца ей икона ця. Невесту благославляють иконой Матери, а жэниха – Николая Угодника. *После цэркви отправляються к нэвэсте – там дарять. Потому шо нэвеста туда ж нэ возвращаеться. Покуда воны в цэркви, её приданое ужэ прывезлы и усё в комнату установылы. Цэ свашки идуть од жэниха за приданым. *А тоди, колы подарылы, тут у нэвэсты вси собираються, ти остаються
нывестины люды у невесты, гуляють, продолжають гульню. А ти ужэ к жэниху от невесты. *На свадьбе обязательно сидять вместе, их садовлять обязательно на кужух, вывертають кужух вовнутрь. Возле жэниха сидыть боярин, возле невесты сидыть друшка. А когда дарють, встають жэних и нэвеста. *Друшко, цей который приподносэ, например, дарють сэстра, они встають – Поздравляю вас хлебом-солью. Там стаканьчик, шышычка. А нэвеста и жэних кланяються. *Раньшэ виник клалы. Если вона прибэрэ, провирялы, яка вона хозяйка. Друга переступэ и пишла. Проходэ в комнату и
кладуть виник, а она встала и пишла и нэ прибрала его. А если вона хороша така, то вона взяла хворостыну, прибрала, в куточек поставыла.*Раньшэ предъявлялысь требувания к нивисте: яка девка, як себе ведёт, шо умеет робыть… На сватанье мы спыклы хлип, шоп йихать сватать красавыцу, и хлип мама еле вытягла ис пычи – хлип удался, значит, нивиста буде хороша, и поихалы сватать.*Прыйдуть с хлибом сватать, як пиририжэ правильно напополам, ровно – значить, хороша хозяйка . *Если жэных засыжывается, колоткы чиплялы. Чипляэ колотку, вин жэ ш ужэ нэ жэних, вжэ старый. Лента красная ото называется колотка. Вин могорыч становэ. Ото чипляют на шию и вскорости вин потом жэнится, значит, его вжэ позорылы. *А перет свадьбой було гуляют вэчир у нивэсты. Туди жэ ш раньшэ нэ в суботу свадьба, а в воскресенье, в понидилок и вивторок. Гулялы три дня. А в суботу обязательно вэчер, жэних идэ до нивесты. *Гуляют там без ниякой закускы. Просто дивчата поспивалы, потанцювалы и порасходылыся. Сразу такой у нас был обычай, потом пересталы. *Люды пыклы шышкы в четверх, а свадьба справлялась в суботу, воскресенье, а в понедельнык, на трэтий дэнь, то ужэ курятник назывался – курэй едять, ну, сносять курэй, варять лапшу, то ужэ конец свадьбы. *В первый дэнь жэ ш вэчир, потом с полуночи начинают наряжаться. Дерева садовые сажают, сат як сат. Кабакы ото чипляють, ботву такую. *Ото вот там, напрымэр, палатка за городом то вот там кавылки кругом понасажывають и капуста лэжыть, хто шо понатягають, шоп урожай жэ ш бул. Раньшэ у хати гулялы, прямо в комнатах гулялы. Так тоди полив жэ ш нэ було, доливкы бувалы, земляной пол и ото воду льють, подары дарють. *На вторый день обратно приходять, поклоняються, обратно наряжаються.
Батька или матэрь катають, в воду опрокидывають. Подарки дарыть – с родытэлей начиналы, бабушкой, дедушкой, есть крёсная, то крёсной, потом тёти, потом усем. *На блюды ставилы чарку воткы за шышку. А заканчивалась свадьба во второк. Во второк курэй таскають. *Нэсуть курэй щас мало, щас нэ носять, а раньшэ ш – за курыцю, на плэчи. Другы такой выдумщик – и бант ей можэть прывязать, и на верёвочке тянеть. Вопщим, на второй, трэтий дэнь – цэ дурачатся. *Девочки ждуть невесту, вони стоять около двэрэй, около забора, вони ны заходють у дверь туда, а около забора стоять и спевають таки свадебны песни. Вони спевають и потом тилько заходылы с приглашэния старшых и оце як тико подарылы, ихий мисия кончается, они уходють. *На второй день наряжалыся там, и в цыганоф, и в невесту, и в жэниха, Купалы матерь, батька, наряжалы их. А трэтий лапшу подавалы, спивалы вычёром там, танцювалы.*На второй дэнь рэжуть коровай. Пикуть большой такой пырох, тикэ большой. Туда на веточках ставляють и во таки як это на шышках таки вот ципляють, и во то ёго пикуть, и во то вин стоить, аж на второй день. А потом спивають «Наш друшко коровай крое, диток семо мае..», прыговаривають, шоб у вас, мол, дитэй сэмеро було, и по кусочку, хто гуляв, по кусочку этот коровай окажэ. *У коровай запикалы дэньги, дисять копиек там, шо кому попадэ, тот щаслывый. На коровае ципляют красну ленту, а потом на второй дэнь, когда ужэ жэних и невеста переспалы вмисти, то там определяють, ну, шо ты действительно его прэдана, шо он у тебя первый, то цэпляють красну ленточку. С коровая бэруть эту ленту и на мужыка привьязують до пуговицэ или в пэтлю. *Цыгане табором ходють и гадають по людям, на рынок едуть. Там хто шо украдэ, ну шутять там, выпрашывають, идёть веселе полностью. Когда насобырають воны грошы, тоди воны на цы грошы покупають родителям подарок: трусы, ретузы – матери и батьку рубашку. *Мать на стол сажають с батьком, тойсь становять и воцэ они одивають всэ – хохот идэ, ой, тут вопще! *Бугай сторожують, специально выбирають сторожэй, и всю ноч они сторожують. Если уваровали, тут их будуть вешать, тут их будуть всё шо угодно делать. *А утром ужэ приходять кода, тут ужэ выкуп обязательно – не пустять, накрасять, намажуть и сажэй, и краской, и маской. *Для шахорев дэлалы горькэ. Натруть до краю пэрца красного. Горько выно. Одынаковы бутылкы, одынаково выно, ну на цвэт. *Одно только сладко, а другое нельзя у рот взять. И становять их на стол. *Шафори заходять у хату… ну и хватають бутылку – яку хош бэры. Тоди через стол постують, потом по таким рюмочкам дають. Должэн выпить и кум. Это называеца горько и сладко. *Зажыгалы свечи, друшка и дружок венцы держалы над головамы. У жэниха – дружок, а у невесты – старша друшка. *Ну а батюшка три раза кругом цэркви водыв за руку, за полотенцэ и за руки обводыв. *Если жэнщина порченая – обмазывалы ворота. Цэ давно было, щас того нет. Цэ раньшэ було: когда лягаеться невеста спать – и свашка пот кроватью, а щас вылупыть глаза свашка. Красна материя, конечно, сплошная – и на крышу, и на дэрэво самое высокое, шоб усе бачилы.*Тогда так ходылы: приглашають, например, самых блызких соседей, подрух, там тёти. Шышки когда пикут, писни спивают. Та разни спивают. Ну знаете, она така – Дэ ж ты, доню, собираися… *Липили шышки спицыальные. И вот если у нивесты, то она своих обходит, приглашает с шышками – ротствиникав и друзей, а он у сибя ходит с шышками. *И у ниё бралось дерива и аблепливалась тестам – гильцэ
называлась, а у ниво называлась дывинь. Дывинь – ано па-кубански, как пирох бальшой делаица, букет вавнутрь там фсажываица. *Пат канец нивеста, вот если у сибя гуляют, ана режыт вот эта гильцэ па ветачкам и раздаёт фсем, кто присутствует на свадьбе. Кагда идут дамой, канфеты там нарижайица, и канфетами фсем. *Пирох красивый пэклы, дывни делалы. Туда ложать невесте всегда две лошки, для энтого связывають. Раньшэ було, бабушка так казала, шо чиловек на веку три раза дывний. Три раза только дывлюца Люды ним: кода народица – все смотрять, кода замуж идэ – все смотрять, и кода умрэ. *Дывень едять ужэ у понидилок, кода варэнэ варылы. Вот сичас у нас компот варять, раньшэ узвар був, посладылы и вод дывень разломалы и варэнэ пьють.У понидилок, после брачной ночи пирвой, маты жэныхова раздае воцэ.*Хлеп свадебный называется коровай. Потом выпыкалы в пэчи голупчикы – птички пичёные и гильцэ ш становылы. *Если девушка харошая, невеста, значить, гильцэ – ну, такая як ёлка, то и украшають его конхвэтами – веточки такие. Нивеста зивывания подрушкам дарыла, ото.*Пиклы хлип вопще в пичках. Ничё так особого. Делалы каравай, пеклы для невесты дывень, бугай. *Потом его на другой динь ризалы, раздавалы людям. Оцэ такый особый хлип. На каравай цыплялы ленточки там, блыстынкы разни, конфеты вишалы. *Коровай… из маленьких делалось таки углубление, а потом шышычкы, шышычкы туды з деньгамы в пэрэмэшку делалыся. Потом сверху оце ж то
дило украшалося, а потом разрысовывалы таким узорчиком, шышычкы или делалы таки веточки, называлось гильцэ по-стариному обычаю. Таких двух палочек втыкалося оцэ в коровай, и воно разряжалося красивыми такими цвэтамы, потом краснымы ленточкамы, всым, всым, всым … *Фаршыровалы судака. Порижуть, кожу обдиралы, мясо-то всё перемелять, перережуть и ту самую шкуру начиняють. Судак получаеця такый… на блюдо клалы. *Кисэль фрухтовый варылы. С цэрквы прыходять – лапшу горячую дають. *Ставица на свадьбе раньшы назывались четвирти таки бальшии бутыля, вот йих связывали – быки ани назывались. Их связывают, а когда идёт гулянка, должны были украсть эти быки маладёш и распить. *А друх должын йих ахранять. Вот друшка ахраняет обув или чё, штоп ни сняли, а дружок – бутыля. А если украдут – расплачивался сам, покупал сам. *Приходять подружэчки до нэвесты, она всих созывае их, до жэниха – его дружкы, там его наряжають, опхажывають, машыны наряжають; а до нэвесты – подрушкы и наряжають еи. Но наряды ни таки як сечас. Лебедушкой она летает. *И платье, и всё тогда были поскромнее, а кучери, у каждого косы буллы тоды. Кучери крутылы на спицы, спицы в утюги у том шо дыркы. И уто распалять той утюх и спицы туды втаскивають, докрасна накаляють, потом маслом смазывають, дым ни дым… Пока её нарядылы, кучери крутять, не ращёсывають, укладывають по своему старинному обычаю, фата, цветы. *Когда они наряжають, еи подрушки спивають писни обрядови: «Нэнько моя, тай ны лай мэнэ, докучила, так оддай мэнэ». А она отвечает: « Нэ ты, доню, мини докучила, докучилы твои подружэнькы». Она и кажэ: «Нэнько моя, як ны будэ мэнэ, то ны зайдуть подрушки до тэбэ, обийтымуть двор». *Песня обрядова, очень милодична. Невеста плаче, а мама там собираеца на свадьбу, тожэ плаче. Ведь это ж прощание с мамой, потому што замуж это было очень серьёзно… *У нивесты – ей раньшэ так накручивали на гвозди, раньшэ жэ не была этих фенаф. На гвозди вот накручиваюца кучери, а патом надиваица виночик из васкавых цвитоф и к ним прикриплина фата.*Шо тоды за причёска была? Накрутылы голкы, такые шо взялысь, такы баранчикы, почипылы виночик, та пишлы. В три ряда виночкы буллы. *Хвату надевалы. Кучеры крутылы, накручивалы и надэвалы винок низэнько. А платье мэнэ одэвалы розовое – мадипалам, такэ рэденькэ материал. *Мэнэ сэстра старша выбывала, сама выбыла мэнэ комбинашку. Колошы, чи туфли на пэрэпонку, на ниском каблуку. *И жэных … костюм був сэренькый такый, рубашка розова була. Обычно дэлали, шоб у жэныха така була рубаха, як у нэвесты платье. Шоб однаково було, така мода була.*Цветы надивають, ну наряжають нивесту, прыижя жыных, забыра нивесту, вызуть, йидуть хвотограхвируватьця, ну похвотограхвирувались, цэ ж обычно до молодого йидуть, зразу, тут йих стривають, обсыпають, а потом йих сажають нивесту и ти ж, шо гуляють там з нымэ, шо йиздылы хвотограхвируваця и ти ж той сидають. *Пуубидалы, туди нивесту отправляють до нивесты, а жыных тут ще остаетьця, тут собырають свашкив, цэ ж ути ще ти, як йих, можэ ты, як тэ йих называють, старосты, и собыраюця туди вжэ и свашкы и йидуть туди вжэ ввэчери до нивесты, нивесту там забырать будуть. *Там дарять, подарылы, прыйижають сюда, тут дарять, подарылы тожэ. Ну а шо, нивесту отправылы там спать, ну пугуляють там, а туди отправылы йих спать, вутром встають, нивесту ж наряжають, вызуть до батькив, до йийи батькив, а жыных тут остаеця пока, а потом и жыных жэ ш йидэ туда з нивестою. *Там батькы стривають, батькив воны пырывьязують, а ти ж ради, мол, шо нивеста хароша, ага, ну и оцэ ж и гуляють, гуляють, гуляють, пугулялы, ну росходяця, а на другый дэнь уже собырайтэ куры цыганы. *Йидуть, зроблять там таку тачку, украшають и туди ж йидуть по пид городамэ собырають курэй, прывозять, тут батькы стривають йих, хто там як понавозять йих и кабакив и бурякив чёго тике… *Крадуть жэ и такэ барахло всэ крадуть, ну такэ як и сичас жэ воно, такэ и там було. Ну ото ж туди вжэ на том ужэ, як куры пуйилы, ну и всэ на том окончилось.*Свиты маты свичку ранэнько. Прыйидэ сын-соловейко.*Прывыдэ нывистку, молодую користку. Тико тий и слава, шо нывистку дождала.*А як топыла, так топытымыш,А як варыла, так варытымыш.*Спивають жэ ш, спивае маты, як стривае, и оцэ ж и спивають. Туди ж дружкы булы, стико я дружкувала. *Ще нивесту ны забырають, прийижають, готовлять прыданэ и туди йидуть оцых батькив, шо нивеста, оцэ ж воны вызуть до жыныха, а цэ ути остаюця, а ти ж собырають оцэ ж всэ барахло, собырають там шыхвэнер, тэпер жэ, бачь, ныма, а тыпер шыхвэнер, кровать, там дыван, там ну пудушкы, одияло, цэ всэ покрывала, цэ всэ, и оцэ ж всэ вызуть до жыныха. *Прийижяють туды и зносять туды, дэ вжэ батькы скажуть, у комнату яку. И то, шо од нивесты пуйихалы, ти вси собырають и складають, дэ там батькы скажуть. А йих туди сажають за стил и ото ж, ну. вгощають, выпывають, поспивають, ну довго ны задэржуюця, нада ж до дому йихать.
*Свиты маты, свичку ранэнько,
Бо прыйидэ сын-соловейко.
*Прывызэ нивестку, молодую нивестку.
*Як топыла, так топытымыш.
Як варыла, так варытымыш.
*Тикы слава тийи, шо нывистку дождала.
*У нас колысь жэ ш булы вычирынкы, нивеста ходыла с подружкамы с свойимэ дружкамэ, так воны называлысь туди. *Цэ до свыкрухы вычерю, а потом вырталысь назад и вжэ ш вычерялы тут, гулялы вэчир у нивесты. *На другый дэнь там йихалы хвотограхвируваця, хвотограхвирувалысь там, потом йихалы ш опять до нивесты, а до свыкрухы йихалы убидать уси. *А оттуда ж ужэ йихалы до нивесты. *Нивеста сама йидэ, жыных остаеця дома. *Прыйихала нивеста до дому, до матыри до своейи, ага, колы там ужэ ш чирыз стико там врэмя чирыз час, чирыз два прыйижя жыных и с старостамэ свойимэ. *Тут выходэ маты нивесты, ну называйиця тёща, стривае зятя, нысэ значить йиму на тарилки платок, бырэ дружок пырывьязуе йиму руку, ага, и спивають:
*Ой докы ж мы тай стоятымы,
Сыру зэмлю тай топтатымы…
*Туди ж заводять йих ужэ в хату и кругом столу обводять тры разы жыныха, староста обводэ, кругом столу тры раза обводэ. Обвив, ну туди ж сидае вжэ жыных до нивесты, убидають там, все, ага. *Ну и туди ж выходять на двир и тут жэ маты. Выходэ жыных и нивеста и маты осыпае йих. Люды ото ж хватають там канхвэты, грошы, шо там було, уришкы, хмэль убизательно ж був, ага. *Ну и туди ж трошкы потанцювалы, там музыка пограла, потанцювалы, и прыданэ забырать жэ. *Забырають прыданэ, вызуть ужэ люды нивесты, на машыну грузять и вызуть до свыкрухы. *Ну там жэ ш прынялы йих, поставылы тэ прыданэ, куды там скажэ свекруха, ну выпылы, потанцювалы и прийихали назад. *Прыйихалы сюды, и начинають тут, сидають за стил. Каравай жэ нада роздилыть. Каравай жэ ш нада, бутылка стуйить жэ ш тутычко. *Дружок, старшый боярын вин назывався, и старша дружка. Ну ото ж сидають против цией бутылкы и шоб жэ ш хватать. *Забыра староста каравай оцеё, идэ за двэри, закрывають двэри, и той староста, значить, стукае тры раза ногамэ. Ногою раз, два, трэтий раз як стукнэ, хто з йих, чи дружка, чи старшый боярын и схватэ цю бутылку. *Ну, значить, як схватэ ж боярын, значить дружка скарей жэ ш боярыну там, начинялы було пирожок пэрцэм гиркым и выпываеш вин из цей бутылкы и скарей юму закусювать, ну воно ж гиркэ, канешно, и туди ж розлывають усым, усым по-трошку, а если, ну цэ ж як боярын украв, схватыв цю бутылку. *Туди, а вин старшой дружки налывае на донышко, пырывырта стакан и ото на донышко налыва оцёго ж вына сладкого и дае йий выпывать и ото ш туди раздають уциво ш, оцей каравай людям там, хто стуйить. *А туди вже начинають вже ш люды сидають за столы и начинають дарыть жыныха ш и нивесту. Ну ото ш дарять: «Кланяюця молодый и молода хлибом солью и шышкую». Ну а ти ш ужэ ш люды дають подарок. Ну крёсный и крёсна, не, значала батько й маты, потом крёсный и крёсна, там дедушка й бабушка и так и пишло дальшэ. *Подарылы оцэ всэ, туди идэ батько й маты благословлять нивесту виконую и хлебыной. Батько хлебыную, маты виконую, ну и оцэ: «Бог благословит и я благословляю». Оцэ ш такэ казалы. *Ну выходять жэ ш туди, маты выводэ йих до машыны, ага, и ото ш пуйихала нивеста и всэ. Там ужэ шо воны там мы ш ны знайимо. *На другый день прыйижають жэ ш сюда до батька и до матыри, стривае батько й маты стривае молодых и сваты прыйижають витиля. *Сидайим за стил, усих садовлять, угощають тут, потом стэлять жэ ш удияло. На удияли жыных и нивеста стоять, а тут начинають танцювать и опять сыплять грошы на удияло на цэ. Ну ото ш пубулы ш тут трошкы и пуйихалы з богом оцэ и всэ. *А туди ш цэ ж на трэтий день, цэ ж у суботу, в ныдилю, а в поныдилок курэй жэ ш йисты, цыганы ш йиздять ище, наряжаюця, накрасююця и йиздять до тых людэй, шо гулялы — по пытуха, чи там по курку. А тут жэ ш готовлять, трохы прывызлы скубуть скарей, шоб ужэ ш у вэчери ужэ ш люды прыходять курэй йисты. *Ну курэй йисты оцэ ж мнясо, конешно ш, убизатильно шо есть ище на стил ставляють и там якого салата чи там шо усэ есть шо, та хватэ всёго, ага, ну и потом ото ш угощають батька й матир, чи там крёсного крёсну мугуть садовыть. Вымазують и в сажу, и з лапок из оцых из курыных роблять ложкы йим, та смиху куча, в общим с чёго пусмияця, свайба вспомынайиця довго. *Бугайи ище ж розлывають мулуди. Порозлывалы ш тут бугайи, пубулы, и мулуди ш пуйихалы до жыныха и там жэ ш люды ждуть бугайи розлывать. А уци ш ужэ люды тут гуляють ду утра чи до стико, ще похмыляюця, туди ходять днив тры.*Субота, цэ засватани вжэ нивеста и жыных, на ныдилю свайба у йих, раньшэ в ныдилю була свайба. *В суботу прыходять з утра друшкы называюця, нивестыны подругы, удивают нивесту до обеда. З обеда начинають ходыть з друшкамэ, нивеста биз жыныха, ходыть по дворах, кого прыглашають на свайбу с песнюю спивають: «Ой, дэ дитя собырайися, Шо так рано удивайися».*Оцэ йии водять. До мэнэ прывылы, поклонылась вона мини. Я ий там якэ шо дала, подарочёк якый. *Пуспивалы, с шышкамэ ходять, шышку прыныслы, прыглашайим вас, на завтра прыходьтэ на свайбу. *Ну а в ныдилю начинають сходыця вжэ. Оцэ попрыглашалы, в ныдилю сходяця на свайбу. До нивесты раньшэ, путуму шо ис того, не обыкновено и сюда сходяця и до жыныха отдельно, до нивесты отдельно сходяця на свайбу и начинають гулять свайбу. *Йидуть к венцу. Було венчание, а пры совецкой власти йиздылы хвотографируваця. Йидуть туда спивають и оттуда спивають, чуть шо йидэ нивеста. Йидэ нивеста, мулуди парни стають на воротях, дэржуть ворота, шоб выкупав жыних нивесту. Жыних должын поставыть йим там водку. Выкупылы, зайшлы, гуляють. *Спивають цилый дэнь, убидають, спивають, пуубидалы и пуйихалы до жыниха. Пуйихала нивеста з друшкамы до жыниха. *Эти люди начинають готовыть прыданэ отвозыть жыниху, садяця на подводу или на машыну, раньшэ машын ны було, подвода. На подводу садяця и йидуть, складують прыданья и вызуть жыниху. *В жыниха там тожэ вгощають, прынимають прыданья, возвращаюця и начинають у вэчири вжэ дарыть нивесту и жыниха. *Прыйижають до нивесты опять, в нивесты дарять, подарылы у нивесты, выпровожають родители нивесту и вси там падругы, дружкы, падружкы заспивалы, заплакалы все и выпроводылы нивесту вжэ до жыниха сувсим. *Там, значить, ну яки писни спивають. Колы забырають нивесту до жыниха, спивають:
«Загрибай маты жар, жар,
Колы тоби дочкы жаль, жаль,
Кыдай у пичь дрова, оставайся здорова».
*Заспивалы матери, ужэ дочкы нет. Там, значить, спивають, як прывызлы:
«Туби, маты, ны журытыся,
Туби, маты, высылытыся,
Туби, маты, пичь ны топыты,
Туби, маты, йисты ны варыты».
Будэ ш ужэ нивеста. Там всэ ужэ нивести прыпивають таку песню и начинають дарыть там. *Ну, подарять, опять жэ ш начинають спивать, гулять, ужэ начинають гулять. *Нивесту с жынихом уводять куда-то, ну на ночь, ночевать там, до сусидив, або до подрух. *Утром прыводять нивесту, опять надивають цветы и выдуть до родитилив, опять свайба жынихова выдэ нивесту к родителям к йийи, и начинають гулять там. *Танцують, стелять такэ покрывало, на покрывали танцы и каждый танцующий бросае монеты – у кого руб, у кого пять, у кого десять, хто можэ й сотню, хто копейку, хто стико можэ. *Танцують, пырытанцують, уси пырыгуляють у нивесты, опять идуть до жыниха и у жыниха тагжэ прыводять, начинають опять садица за стол, опять тожэ танцують на покрывали, тагжэ дарять, ну и до понидельника. *В поныдилок сходяця – цыганы называюця. Тих, котори гулялы на свайби, прыходять там стико чулувик и начинають удиваця по цыганьски. *Удивают там усэ такэ, як цыганыраньшэ удивалыся. Ну, если тэпэр, то на машыни, а туди пишкы ходылы, на гарби там на подводи, на чуму-нэбуть. И начинають йиздыть курэй собырать. Называйиця йисты куры в поныдилок. *И ото воны цилый день собырають цих курэй и по всых, хто гуляв, усих обйиздять, хоть найдальшэ. Хто курку, хто там картошку, ну хто шо. И готовлять на вэчир усэ тэ кушанья. И в вэчири вси сходяця опять на куры. Оцэ гуляють куры ничь, у вивторок прыходять похмыляюця и свайба закончина. *Да, як свайбу тико начинають, ставляють – дви четвэрти называлысь, высоки таки трёхметрови бутылки водки, зъязують йих и воны стоять. Я, оцэ ш ужэ забырать будуть нивесту до жыниха у вэчири роздають каравай людям. *Пустукають, открывають двэри, роздають по кусочку людям каравай, а боярын и старша дружка — хто вхватэ бутылку. Стуйить бутылка на стули прывязана. Хто вхватэ бутылку, значить, щайиця як король розлывал туди, а та щитайиця вжэ роздява. *И ото воны за ту бутылку боряця, хто схватэ ту бутылку, той ужэ розлывае. А ти дви бутыли ужэ на курях, розлывають йих на курях. Пыриризають и розлывають на курях и одну бутыль отдають жыниху с нивестой, а удну розлывають тут, а удну отдають на ту свайбу до жыныха и до нивесты. *Ну було и таки писни. На цём и свайба вжэ кончайиця.* (ст. Павловская, ст. Старотитаровская, ст. Старовеличковская, ст.Старонижестеблиевская, ст. Петровская, х. Греки, х. Лебеди, х. Бараниковский, г. Славянск-на-Кубани)