Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Книга Екклесиаста (глава 1, 4)
Для того чтобы постичь духовные богатства региональной кубанской культуры, необходимо взглянуть на нее глазами ее носителей – людей, проживающих в станицах Краснодарского края. Этнолингвистическая экспедиция – это не просто «опрос информантов и сбор материалов». Проживание в одном из населенных пунктов Краснодарского края позволяет погрузиться в атмосферу, которой «дышит и подпитывается» традиционная культура. Первым «местом дислокации» участников экспедиции становится поселок Сенной Темрюкского района. В сквере перед зданием поселковой администрации заканчивают ставить маленький памятник. Надпись, выбитая на нем, гласит, что временем основании Сенного считается 1794-ой год. Поселок был основан казаками как почтовая станция. На самом деле история этих мест уходит вглубь веков. Мы – в древней Фанагории. От древнегреческой колонии, расположенной недалеко от поселка, остались только руины. Местные жители с гордостью говорят о том, что летом на раскопках у них работают археологи. Море поглотило часть древнего городища; нам сообщают, что богатые кварталы погрузились под воду. И море же постоянно напоминает о том, что около него когда-то кипела жизнь: вместе с камешками около берега волны обкатывают обломки античных керамических сосудов. В настоящее время Сенной – современный поселок, где летом отдыхают люди из разных уголков России. Тут же течет повседневная жизнь коренного населения. Прикоснуться к жизни и быту жителей поселка можно везде: на улице, на рынке, в магазинах, в домах: В воскресный день в строящемся храме в честь Петра и Павла проходит молебен. Становимся свидетелями (и даже участниками) мероприятия, которое можно увидеть только в Краснодарском крае. Идет прием пополнения в братство казаков. Звучат слова: «Кубанское казачье войско», «заповеди Господни», «Святое Евангелие», «высокое звание казака»… Возрождаются старые традиции: старшее поколение ориентирует неофитов на то, чтобы они видели в себе защитников православной веры и Отечества; - на рынке завязываются разговоры с продавцами. И вот уже один из потомков первых поселенцев вспоминает отдельные факты из истории своего рода. И тут же начинает рассказывать об одном из древнейших кубанских промыслов – виноделии, которому он в свое время учился не только у соотечественников, но и у абхазов; - женщин больше занимает повседневный быт и хозяйственные дела. В их речах христианство причудливо переплетается с элементами язычества. Для сознания носителей традиционной культуры грани между верованиями различных эпох не существует. Для них это все – опыт предков… Оказывается, в день памяти 40-ка Севастийских святых мучеников (22 марта) надо обязательно посадить «40 картофелин», и это обеспечит в будущем хороший урожай. Интересное поверье связано с днем, который принято отмечать через неделю после Пасхи. Упомянутый день – это Радоница. Но наши собеседники предпочитают другие названия – Родительский день, Проводы или Провода. В этот день принято ходить на кладбище и «общаться» с умершими родственниками. Как в древние языческие времена на могилы несут продукты; не обходится день и без совместной трапезы… После возвращения с кладбища надо бросить в землю семена. Чем больше людей встретил «сеятель» на кладбище и по дороге домой, тем лучше будет урожай. Как описать этот мир, живущий своей, непривычной и непостижимой для нас жизнью? Как запечатлеть в слове прошлое и настоящее, которые сливаются в сознании многих жителей поселка воедино? Все в мире своим чередом… Волны моря бьются о берег… Жители поселка Сенной заняты своими повседневными делами… Участники экспедиции собирают материалы… «… Земля пребывает вовеки».
|